По просьбе моих друзей, коллег и одногруппников, в данной статье я поделюсь своими впечатлениями после участия в мастер-классе В.В. Летуновского «Терапевтическое Смысловое Фехтование». Прежде всего, хочу выразить благодарность МИПу и нашему проректору по воспитательной и социальной работе НОЧУ ВО «Московский институт психоанализа», Алексею Ивановичу Аверьянову: за организацию и возможность расширять свои границы знаний на базе института, знакомиться с новыми направлениями, методами и подходами в нашей профессии.
Непосредственно об авторском методе Вячеслава Владимировича.
Метод ориентирован на телесную терапию. Создается экспериментальная ситуация, допускающая множественность возможных интерпретаций при восприятии её испытуемыми. Интересный подход, сама философия и наблюдения. Может не каждому зайти и отозваться, но и метод авторский. Сразу скажу, здесь приведено мое субъективное мнение.
Сам метод, как и многие другие, позволяет исследовать свою жизнь: как я ем, как я фехтую, как бегу, как дышу — так и строю отношения с собой и с миром. Мне чего-то не хватило. Возможно, я почувствовал, что здесь нет глубины для терапевтической работы. Может быть, сработало представление, что этот метод для снятия агрессии. Хотя автор методики это видит, цитирую: «Иногда я слышу от коллег, что меч — это хороший способ совладать с внутренней агрессией, разрядиться и т.д. Такие трактовки работы с мечом меня искренне огорчают. Если в работе с мечом такие феномены действительно имеют место, то они ни в коей мере не являются центральными. В центре же всегда стоит работа над собой и своей жизнью, что делает этот вид терапии подлинно экзистенциальным».
Все происходящее, во время мастер-класса, можно было сравнить со спектаклем- импровизацией. Эмоциональное отреагирование прослеживалось, (но как я уже писал, что это субъективное мнение и ощущения), было небезопасно. Люди в группе, которых было больше десяти человек, видели друг друга впервые. Предложив им, после действия одного из участников, оценить его жизнь и желание или нежелание так прожить свою- создал накал эмоций. Давая свободу неподготовленным участникам выражать мнение о чужой жизни перешло в какое-то внушение определенных установок, что ли. -«Ты неуверенная» или «У тебя нет опоры»- говорили наблюдатели. Как мне показалось, вызвало недоумение у участников, но доверяя авторитету тренера, принимали этот сценарий доказывая всем, что это не совсем так. И на сколько глубоко задевали душу, никто не обращал внимание. Возможно это метод рабочий, у которого есть экзистенциальный смысл, но тогда мне предстоит прислушаться к себе, насколько он отзывается во мне. Вот как описывает свое знакомство с методом фехтовальной терапии автор: «Мой учитель и терапевт – Томас Шинделин – глядя на то, как человек делает движения с мечом, мог рассказать о нем практически все: какова его жизнь и кто он есть на самом деле. Буквально несколько простых движений, выполняемых клиентом индивидуально или в паре, способны рассказать о человеке больше чем несколько психотерапевтических сессий. Это было удивительно – подобной работы я не встречал больше нигде.»
Яркой, более глубокой и внимательной фигурой был ассистент тренера — Николай. Вот о нем хочется сказать. Он был внимательным к каждому участнику и порой создавалось впечатление, что он проводит терапию, в рамках мастер-класса. Кого-то это раздражало, но в меньшинстве, остальные были открыты в общении с ним. Он вел себя своеобразно, как провокатор, для тренера. И опять же ощущение спектакля, где каждый знал свою роль. Но иногда Николай заигрывался и тут у меня перед глазами мультик «Душа». Кто видел мульт меня поймет.
Наверное, это норма, когда один человек дополняет другого и в процессе работы и тренинга, и в самой жизни. Ловил себя на мысли, что если бы не Николай, то после перерыва остались бы один или два слушателя. Он был ярким дополнением и хорошим помощником тренера. Не буду описывать философию самого метода, так как в свободном интернетном пространстве есть материал от самого автора. Вот пару статей из интернета, которые подтверждают идею создания метода. «Терапевтическое фехтование» и «Фехтование как метод экзистенциальной терапии»
Еще раз повторюсь, что путь у каждого свой и на пути у всех отзывается то, что ближе ему; по сути, по уровню желания развиваться и двигаться дальше. Кому-то данный метод будет очень необходим для раскрытия себя, чтобы осознать свой экзистенциальный смысл. Для себя я тоже отметил, отсутствие опоры в ногах, но удар держать умею красиво. Есть куда идти и на что обратить свое внимание. Спасибо Вячеславу Владимировичу и Николаю за урок.